01.11.2018 21:37
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 7328; сегодня: 5.

Малый бизнес в тендерах - желательный элемент?

Как получить государственный заказ предприятиям малого бизнеса – рассказывает эксперт по государственным и коммерческим электронным закупкам Иванов Вячеслав Михайлович.

Крупные частные компании не доверяют малому бизнесу выполнение подрядных работ, в рамках электронных закупок по 223 Федеральному закону, предпочитая отдавать крупные и хорошо оплачиваемые работы проверенным компаниям. Единственной надеждой индивидуальных предпринимателей остаются государственные электронные закупки, но и там дела обстоят непросто для небольших предпринимателей.

О том, как пробиться предприятиям малого бизнеса на рынок электронных закупок, делится секретами главный редактор информационного агентства Новости России Иванов В.М., который более 5 лет проработал в сфере государственного заказа и принимал участие в разработке мероприятий для популяризации электронных закупок в России.

- Вячеслав Михайлович, как на сегодняшний день обстоят дела к доступом к электронным закупкам индивидуальных предпринимателей, так называемого «малого бизнеса»?

- Чтобы я точно ответил на ваш вопрос, давайте четко разделим заказчиков в сфере электронных закупок. Их существует два типа: это частные компании, которые тратят деньги из своего кармана и государственные заказчики (администрации городов, юрлица с государственно формой собственности и т.п.) – которые тратят деньги из государственного бюджета.

Сегодня государство пришло к пониманию того, что малый бизнес необходимо развивать, иначе государство потеряет 20% налогов от этой сферы экономики. Чтобы поддержать бизнесменов, государством разрабатываются различные законодательные акты. В частности, законодатели обязывают дробить крупные коммерческие и государственные заказы на более мелкие, чтобы сделать их доступными для выполнения индивидуальным предпринимателям. Однако, не смотря на эти принудительные меры, предприятия малого бизнеса являются нежелательным элементом при проведении коммерческих и государственных закупок.

Для частных фирм и госорганов – ИП является «группой риска». Именно по причине своей «малости»: бюджетов на реализацию поставок товаров и услуг, ответственности и т.д. Доверяя предпринимателю выполнение каких-либо работ, нельзя быть уверенным, что ИП выполнит принятые на себя обязательства по срокам, объему, качеству.

Поставьте себя на место коммерческого заказчика. У вас крупная компания и вам необходимо обеспечить питанием свой коллектив из 1000 человек. Вы выставляете лот на электронные торги, которые выигрывает неизвестный вам ИП. Этот ИП заключает с вами договор, берет авансирование и исчезает. Ваши 1000 сотрудников остаются голодными, а вы вынуждены снова объявлять аукцион и заключать сделку с новым юрлицом. Естественно, что, побывав в такой ситуации вы постараетесь любым способом избежать заключения сделки с маленькой фирмой, отсеивая всех нежелательных лиц еще на этапе подачи заявки (до начала торгов). И заключаете договор со своим знакомым или более крупной фирмой, имеющей богатую историю и опыт.

Аналогично рассуждают руководители государственных компаний, которые рискуют сорвать сроки выполнения работ (например, на ремонт общеобразовательной школы или постройку больницы), получить работу низкого качества, или вовсе столкнуться с недобросовестным бизнесменом, который возьмет аванс и исчезнет.

По этим причинам индивидуальные предприниматели являются для любого заказчика – опасным и нежелательным участником на электронных торгах.

- Вы не сгущаете краски, возможно причина в коррупционной составляющей?

- Коррупция не имеет отношения к причинам, по которым предпринимателям отказывают в участии в торгах. Ведь коррупционер в отделе закупок частной или государственной компании может договориться на взятку с ИП. (Какая разница, с кого брать откат?). Но не делает этого! Потому что любого заказчика кроме взятки интересует фактическое выполнение работ (или поставки товаров). Если работы будут сорваны, руководитель отдела закупок в частной компании окажется без работы, а государственный заказчик - вовсе рискует оказаться в тюрьме. Причина в том, что тендерный рынок устал от непрофессионалов, которыми часто являются предприятия малого бизнеса, потому всячески их избегает.

- Получается, что у ИП вообще нет шансов получить заказы на рынке электронных закупок?

- Вовсе нет. Десятки тысяч индивидуальных предпринимателей в нашей стране ежегодно заключают выгодные сделки на рынке государственного заказа. Секрет их успеха заключается в том, что нужно убедить заказчика в своем профессионализме, ответственности, порядочности.

- Как это сделать, ведь большинство заказчиков могут физически находиться в другом городе и никогда не общаться с бизнесменом?

- Я бы сразу посоветовал индивидуальным предпринимателям не замахиваться на заказы коммерческих компаний. Для этого нужно накопить небольшой опыт в сфере государственных закупок. И только потом осваивать бюджеты таких компаний как Газпром или Транснефть.

Гораздо проще выиграть государственные электронные торги, так как государство изначально более лояльно настроено к малому бизнесу. Но и здесь придется попотеть. Просто так вас к торгам не допустят. И даже за взятку. Помните, вы в группе риска. Нужно убедить государственного заказчика в том, что вы являетесь ответственным и добросовестным человеком, как руководитель предприятия малого бизнеса. Вам нужно донести до чиновников мысль, что вы ответственный, надежный, исполнительный партнер.

Это можно сделать только за счет массового распространения информации о вашей компании. И в данном случае неважно, какую форму собственности выбрала ваша фирма: ООО, или ИП. Главное – чтобы заказчик увидел информацию о вас. Ведь каждый заказчик, прежде чем заключить сделку, постарается выяснить, кто участвует в торгах. Прежде всего заказчик будет собирать информацию о вашей фирме в Интернете. Изучать ваш сайт (если он есть), смотреть публикации в СМИ, читать отзывы от предыдущих клиентов. Если он не находит этой информации, значит вы однодневка и иметь с вами дел - нельзя.

- Тот спектр информации, который вы перечислили, недоступен обычному ИП.

- Вы ошибаетесь. Безусловно, самостоятельно покрыть качественной информацией все направления индивидуальный предприниматель не сможет. У него просто не хватит профессиональной квалификации, чтобы обеспечить свое присутствие в СМИ, на сайтах отзывов, в крупных информагентствах. Он сможет только качественно работать с социальными сетями, да и то – на периодической основе. Однако выход имеется. Для бизнесменов, которые желают получить допуск к тендерной системе, информационным агентством Новости России давно разработан уникальный комплекс услуг, объединяющий в себе абсолютно все направления работы с информацией. С момента своего основания в 2011 году, наше агентство обеспечивает присутствие различных компаний в информационной среде. Размещаем информацию об индивидуальных предпринимателях в СМИ, делаем статьи и новости компаний, которые гарантированно размещаются на десятках новостных сайтов; размещаем положительные отзывы о юрлицах на специализированных сайтах, обеспечиваем баннерную рекламу и т.д. То есть делаем все возможное, чтобы тендерный заказчик, набирая в браузере название юрлица, находил о нем как можно больше полезных данных. Которые убедили бы заказчика начать сотрудничество с конкретным директором фирмы. И допустить ИП к электронным торгам.

- Вячеслав Михайлович, насколько гарантировано, что информационное присутствие ИП в средствах массовой информации обеспечит ему участие в тендерах?

- Я бы сказал так. Сто процентной гарантии что вы получите контракт у одного конкретного заказчика нет. Но шансы получить выгодный контракт в тендерах у десятка других заказчиков увеличиваются на 1000% (подчеркиваю, на тысячу процентов). Один заказчик возможно не захочет видеть вас в исполнителях контракта, а другие десять прочитают ваше интервью и доверят крупные контракты.

Самое главное, что этот механизм работает уже много лет. Мы реализовали такой набор услуг для многих компании в России, среди которых имеются и топовые, крупные заказчики.

Если для индивидуального предпринимателя достаточно реализовать краткосрочную программу на месяц (чтобы заполнить различные ресурсы в Интернет), то крупные производители и поставщики стали нашими постоянными клиентами. Среди них, например, компания «Ивановская марка» – крупнейший поставщик специальной техники в России, производители известных во всем мире автокранов Ивановец: заводы «Автокран» и «Газпром-кран», производитель катков «Раскат», компания ЦДК (дистрибьютор брендов Procter&Gamble и Nestle), юридическая Ассоциация Участников Закупок (которая с нашей помощью стала известна даже в крупных западных СМИ), компания обеспечивающая победы в тендерах Центр Заключения Контрактов, разработчик маркетинговых исследований Megaresearch. И многие другие юрлица, которые стали известны и обрели популярность, в том числе, с нашей помощью. У некоторых из них были проблемы с черным пиаром (компании были атакованы недобросовестными конкурентами), мы помогли значительно улучшить ситуацию в этой сфере. Как следствие – к этим компаниям возросло доверие со стороны клиентов и тендерных заказчиков.

- То есть через массовую информацию и пиар можно получить заказы?

- Конечно. Это же аксиома любого бизнеса. Присутствие положительной информации о вас или вашей фирме вызывает доверие у потребителя. Заказчики в тендерной системе - такие же потребители ваших услуг, которые платят вам деньги за поставки товаров или за выполнение работ. Эти потребители также нуждаются в информационной обработке, как и рядовые граждане-потребители, которые смотрят рекламу в Интернете или читают в газетах. Когда бизнесмены поймут это, то начнут более эффективно участвовать в тендерах и чаще побеждать. Вызывая доверие у заказчиков – вы повышаете свои шансы на участие в тендерах, на победу в электронных закупках. Не имея информационного присутствия на тендерном рынке – невозможно получить доверие заказчиков и заключить выгодные контракты. Либо это будут одноразовые, случайные победы. Мы же выступаем за то, чтобы победы в тендерах были постоянными и управляемыми с вашей стороны.

Интервью провела Людмила (В.И.)


Ньюсмейкер: Ассоциация независимых аналитиков
Поделиться:

Интересно:

Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
26.12.2024 16:36 Аналитика
Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
По данным совместного исследования Минэкономразвития и сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов Островок, на предстоящих новогодних каникулах россияне отдают предпочтение внутренним направлениям. Особой популярностью в этом году пользуются Юг и Северный Кавказ. При этом в период с 28...
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
26.12.2024 15:31 Аналитика
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
История развития банковского дела насчитывает несколько десятков столетий. Первые кредитные учреждения, которые заложили фундамент мировой банковской системы, появились еще до нашей эры — в Древнем Вавилоне, Древней Греции, Римской империи. В России подходящие для развития...
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
26.12.2024 11:42 Аналитика
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
Передача изображения Юрий Гагарина во время его космического полета стала первым шагом на пути создания космического телевидения. Но чтобы получить картинку из космоса, советским инженерам пришлось изрядно потрудиться. Как сообщает пресс-служба Новгородского государственного университета имени...
Саморазвитие в фокусе: что читали российские менеджеры в 2024 году?
26.12.2024 02:04 Аналитика
Саморазвитие в фокусе: что читали российские менеджеры в 2024 году?
Российские управленцы сегодня активно инвестируют в собственное образование и профессиональный рост. Корпоративная библиотека Alpina Digital помогает им быть в курсе трендов и получать знания от ведущих мировых экспертов. Ежегодно в декабре мы публикуем рейтинг материалов, которые были наиболее...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
26.12.2024 00:04 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления при поддержке АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные...