Известный российский маркетолог, руководитель академии бесплатного обучения Fiads (https://fiads.org) – Инна Любарская-Маткова – о маркетинге 2023 и о том, что необходимо сделать менеджменту компаний для наибольшей эффективности бизнеса.
Маркетинг 2023 в России, да и во многих странах ближнего зарубежья – особенный период, являющийся продолжением непредсказуемого 2022 года. Для начала стоит обозначить основные процессы, происходящие в обществе и бизнесе в последнее время, чтобы лучше понять природу трендов маркетинга 2023 и необходимых действий для выживания или даже роста компаний.
Во-первых, это тенденция к снижению покупательской активности во многих видах предпринимательской деятельности, начавшаяся еще в «пандемийный» период. Это должно заставлять компании (особенно малый бизнес, зачастую не обладающий сильным брендом) усиленно бороться за клиентов, а также активней искать новые аудитории. Во-вторых, это международная миграция бизнеса для расширения географии сбыта (в отличие от активной внутренней региональной экспансии последнего десятилетия). В-третьих, оптимизация расходов по многим направлениям функционирования компаний, начиная с НИОКР и ФОТ, и заканчивая рекламой и PR, что с большой вероятностью приведет к снижению затрат на весь маркетинг. В-четвертых, продолжающаяся неопределенность на рынках и сложности в построении точных прогнозов.
Итак, без каких направлений работ маркетинг 2023 просто невозможен?! Прежде всего, это маркетинговые исследования. В условиях неопределенности и ограниченности ресурсов нужно стремиться к получению как можно большего объема информации, которая снижала бы риски принятия неверных решений. Исследования нужны при разработке нового продукта, выхода на новые рынки или потребительские сегменты, а также для выбора инструментов продвижения.
Следующее направление, точнее направления – люди, процессы, атмосфера. Важно помнить, что маркетинг – это продукт и его цена, сбыт и продвижение, а также для некоторых видов бизнеса – атмосфера, люди и процессы (особенно для сферы услуг). Или по-другому – 7P. И зачастую именно последним трем элементам маркетинга уделяется недостаточное внимание. В маркетинге 2023 – это непозволительная роскошь, т.к. сжимается покупательский спрос и нужно предпринимать все усилия, чтобы привлекать и удерживать клиентов. Поэтому необходимо вплотную заняться обучением персонала, клиентским сервисом, бизнес-процессами, внедрением стандартов и автоматизации, где это возможно. Кроме того, в ассортимент многих компаний следует добавить доступные по цене (и соответствующего качества) товары и услуги, особенно, если предприятие работает в массовом потребительском сегменте. При реализации негативных экономических сценариев, именно такие продукты могут помочь компании оставаться «на плаву».
Далее – программы долгосрочного сотрудничества. Это всевозможные партнерские программы и программы лояльности для конечного потребителя. Хорошо продуманные и грамотно организованные, такие программы могут существенно поднять B2B и B2C продажи, причем на длительный период времени. Ну и последнее – аналитика. Чтобы понимать, откуда идут клиенты, т.е. из каких коммуникационных каналов, а также как можно оптимизировать затраты на продвижение и получать большую эффективность, маркетинг 2023 (https://fiads.org/page32533205.html) должен «дружить» с аналитикой, как минимум с web, доступной совершенно бесплатно. При использовании нескольких платных каналов продвижения и бюджетах от 150 000 руб. нужно задумываться о сквозной аналитике.
Как было отмечено в самом начале, 2023 год – непредсказуем, а это значит, что-то утверждать и гарантировать – неблагодарное занятие. Тем не менее, с учетом основных процессов, упомянутых выше, стоит обозначить основные тренды маркетинга 2023. Во-первых, это партизанский маркетинг, в основе которого нестандартный и низкобюджетный подход для продвижения товаров и услуг. Во-вторых, деловые социальные медиа, особенно международная социальная сеть для профессионалов LinkedIn, позволяющая выйти на международный рынок. В-третьих и четвертых, связи с общественностью (PR) и репутация, включая SERM и ORM. И в-пятых, performance-маркетинг или стратегия продвижения для достижения измеримых финансовых результатов за небольшой период времени.